Дмитрий Песков о вручении «Оскара» документальному фильму об Алексее Навальном: «Хотя не смотрел, смею предположить, что здесь есть определенный, конечно, такой элемент политизации темы».
Мы привыкли, что Песков — это такой человек-наоборот, чего ни скажет, всё окажется с противоположным значением и по любому «не вопросу Кремля» решение обязательно принимается лично Путиным. Но в этом случае ему стоит поверить. В этом не просто элемент политизации темы — у темы не было ни шанса её избежать.
«Оскар» фильму о Навальном — это идеальный шторм, настоящее ограбление по-итальянски, когда все знают, что Марио собирается грабить банк и у него уже просто нет шанса отвертеться, сценарий давно написан, и билеты проданы, а под доход от их реализации уже выписана закладная в пользу того же самого банка. И все прекрасно понимают, что нужно делать — американские медийщики вторят о необходимости храбро смотреть в глаза диктатуре, украинские официальные лица огрызаются в «Твиттере», российские государственные медиа многозначительно молчат и дальше мы идём гулять.
И нет, дело, конечно, не в том, что статуэтку Вашингтонский обком заказал, все и без указки понимают что надо. Война давно превратилась в кровавый иммерсивный спектакль, в котором все участвуют вне зависимости от того, хотят они этого или нет. Конкретные слова не важны, они будут определяться стороной конфликта, а гравитация от разлома, проходящего, очевидно, где-то прямо по центру Бахмута, так или иначе, свалит подобных друг другу в удобные и понятные ниши. Был ли шанс у оскаровского комитета уклониться от высказывания? Вероятно, да, но вы попробуйте вспомнить тех, кто избрал для себя такую стратегию, там ведь обязательно окажутся совсем экзальтированные люди, у которых маракуйя с горгонзолой. Нет, эти ребята смело готовы идти в жернова самой отчаянной политизации, это ведь обязательная часть нашей сегодняшней жизни, которой вдохновляется и которую отражает кинематограф.
Это даже не сужение пространства для высказывания, это сужение пространства для трактовки. Постмодерн давно превратил зрителя в соавтора, а читателя новости в её участника. Кто-то ведь и испугаться не успел, как превратился из диванного критика во вполне настоящего человека с ружьем.
Будет смешно, если фильм окажется действительно хорошим — с точки зрения монтажа, операторской работы, сценария. Но, скорее всего, это так и останется неважным.